DOI: 10.38025/ 2078–1962–2020–98–4–99–108

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СОТРУДНИКАМ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕПРОФИЛИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОД РАБОТУ С ПАЦИЕНТАМИ С COVID-19


Резюме:

Помимо физической смертности и заболеваемости, пандемия COVID-19 оказывает широкое психосоциальное и эмоциональное влияние на все группы населения. Медицинские работники в перепрофилированных учреждениях испытывают беспрецедентные физические и психологические трудности. Руководствуясь принципами предоставления профессиональной психологической помощи сотрудникам, а также опираясь на анализ зарубежного опыта, штатный коллектив психологической службы ФГБУ "ФЦМН" ФМБА России организовал несколько форм психологического сопровождения. Целью настоящего исследования являлось изучение методов и результатов разных форм психологического сопровождения и их эффективности в отношении диагностики и способов воздействия на факторы психологического неблагополучия у сотрудников в период перепрофилирования учреждения на прием больных с COVID-19. Выборка исследования включает в себя 578 сотрудников ФГБУ "ФЦМН" ФМБА России, которые были охвачены в ходе еженедельного обзвона; из них 25 человек участвовали в "социальном анкетировании"; 33 человека заполнили опросники Эмоционального выгорания (MBI) и ГТР-7 (GAD-7); более 30 человек получили очную или дистанционную консультацию. Результаты анкетирований показывают, что, в основном, сотрудники реагировали на новые условия работы адекватно ситуации. Средние по группе обследованных работников значения показателей по шкалам "эмоциональное истощение" и "деперсонализация" попадали в нормальный интервал средних значений этих показателей для медицинских работников, работающих в России. Результаты изучения эффективности различных методов психологического сопровождения показывают, что для работы с психологическими проблемами, возникающими у сотрудников в новых условиях, наиболее эффективным оказывалось очное консультирование и поддержка, а для выявления актуальных проблем организации работы сотрудников и выстраивания вертикальной коммуникации между персоналом и руководством – еженедельный обзвон и "социальное анкетирование". В заключение можно сказать, что наш опыт показал важность сохранения функционирования штатной психологической службы для оказания помощи персоналу в условиях чрезвычайной ситуации для системы здравоохранения.

Ключевые слова: COVID-19, коронавирус, психологическое сопровождение сотрудников, психологическое неблагополучие, перепрофилирование



Посмотреть статью (PDF файл для скачивания)

Партнеры

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова
Межрегиональный фонд помощи родственникам больных с инсультом
Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов